Режимы работы подвесных кранов
Грузоподъемное оборудование по-разному задействуется на предприятиях. Это зависит от особенностей производимой продукции, назначения агрегатов для подъема и перемещения грузов, количества агрегатов и т.д. Соответственно, предусмотрены определенные режимы работы, в которых используются подвесные краны.
Почему режимам эксплуатации уделяется повышенное внимание? Это связано с тем, что те или иные механизмы рассчитываются под конкретный диапазон нагрузки. То есть, помимо грузоподъемности, которая, безусловно, является одной из ключевых характеристик, не менее важен и такой показатель, как износостойкость деталей и механизмов. Если агрегат будет работать не в том режиме, под который он выпускался, то износ деталей произойдет намного раньше, чем планировалось. А это приводит и к более частым ремонтам, и к большим затратам на обслуживание и даже повышает вероятность поломки грузоподъемного оборудования.
А значит, при выборе агрегата обязательно следует сопоставить будущие условия работы с возможностями устройства.
Необходимо понимать, что режимы бывают двух видов:
- Класс эксплуатации агрегата, то есть, как часто и для каких целей задействует подвесной кран, какие задачи он выполняет;
- Класс нагрузки, то есть, какие нагрузки испытывает устройство во время работы, насколько они близки к номинальным.
Иногда эти классы путают или соединяют в единый класс, но это не совсем корректно. Например, агрегат может работать на протяжении всей рабочей смены, то есть в интенсивном режиме, но при этом перемещать минимальные по весу грузы. Соответственно, он хоть и эксплуатируется, но износ подъемного механизма минимален. И наоборот, агрегат включается редко, но перемещает грузы близкие к предельным нагрузкам, что, естественно, сказывается на износе подъемного механизма.
РЕЖИМЫ ЭКСПЛУАТАЦИИ АГРЕГАТОВ
Всего предусмотрено 7 режимов использования подвесного крана:
- Нулевой – редкая эксплуатация;
- Нерегулярный;
- Регулярный, но малой интенсивности;
- Регулярный средней интенсивности;
- Нерегулярный интенсивный;
- Интенсивный;
- Максимально интенсивный.
Первые два чаще всего предусмотрены для вспомогательного оборудования, например, в ремонтных цехах, для обслуживания или монтажа других агрегатов. Последний режим предназначен для подвесных кранов, задействованных при трехсменной работе предприятия, то есть эксплуатация осуществляется фактически 24 часа в сутки с редкими перерывами.
РЕЖИМЫ НАГРУЗКИ АГРЕГАТОВ
По нагрузкам разделяют всего 4 режима. Это:
- 1 класс – в основном минимальные нагрузки. Возможны максимальные, но редко, только в определенных ситуациях. При этом редко происходят запуски и торможения агрегата, площадь обслуживания большая, веса грузов – малые;
- 2 класс – нагрузка средняя и минимальная, периодически возможна максимальная. Пуски и торможения происходят редко, хотя и регулярно, рабочие пробеги небольшие. Веса перемещаемых грузов незначительные;
- 3 класс – в основном средние нагрузки, минимальные происходят редко. Пуск и торможение – регулярные, площади обслуживания малые. Вес груза – достаточно большой;
- 4 класс – агрегаты этой категории предназначены для максимальных нагрузок или близких к ним. Средние тоже возможны, но редко, для них используется оборудование предыдущих классов. Пуски и торможения частые, веса грузов большие, интенсивность работы – высокая.
Несмотря на то, что описанные режимы эксплуатации и нагрузки являются отдельными сами по себе, они при этом неразрывно связаны. Нет смысла изготавливать кран с большой грузоподъемностью, если он будет эксплуатироваться редко или нерегулярно.